Зацепление строп за люверсы

Журнал безопасности спортивного парашютизма.

Автор – Ян Мейер. Перевод – Алексей Шарадкин.

Вероятность зацепления стоп за люверсы возросла на современных системах, по сравнению с парашютами конца 80 -начала 90.

Факторы, влияющие на это:

  • малый диаметр строп
  • открытие, когда парашютист не находится лицом к Земле
  • укладка и система зачековки, при которых стропы находятся около люверсов

Эти факторы возрастают, так как:

  • все больше производителей парашютной техники используют новые материалы
  • все больше парашютистов занимаются фрифлаем, фристайлом и скайсерфингом
  • все больше парашютистов пользуются услугами укладчиков

Такие отказы могут быть очень опасны, зацепление строп может привести:

  • при зацеплении строп произойдет отказ основного парашюта
  • основной парашют нельзя будет отцепить, даже при правильной процедуре отцепки
  • не отошедший основной купол создает проблемы при раскрытии запасного парашюта

Два происшествия, произошедших в начале 2000 года, представляют два вида возможных отказов:

1. Reflex: стропа зацепилась за верхний клапан. Стропа была закручена много раз, как показано красной линией на фотографии. Возможно, неправильно установленный люверс и тонкие Vectran стропы на основном куполе «Safire» повлияли на ситуацию.

2. Javelin: стропа зацепилась за люверс, размещенный на ленте, к которой крепится петля зачековки контейнера основного парашюта.

Перед этими происшествиями было несколько сообщений об отказах, не закончившихся смертью парашютистов.

  • Racer: в начале 90-х было сообщение о зацеплении строп за люверс на ленте, к которой крепиться петля зачековки контейнера основного парашюта.

  • Vector, Talon and Mirage: в 1998 году было сообщение Австралийской парашютной ассоциации об зацеплении строп за люверс на ленте, к которой крепиться петля зачековки контейнера основного парашюта.

  • Naro: к конце 90-х в Южной Калифорнии у парашютиста было два зацепления на разных прыжках за люверс на ленте, к которой крепиться петля зачековки контейнера основного парашюта.

Такие отказы могут произойти на любой системе, где используется система зачековки, когда петля зачековки контейнера основного парашюта крепится к ленте, идущей со дна ранца или со стенки контейнера запасного парашюта. Некоторые ранцы до сих пор производятся с таким способом зачековки, некоторые не использовали его никогда, или использовали только в течении короткого времени. Некоторые производители применяют различные накладки, предохраняющие от таких зацеплений.

Неправильная посадка люверсов также могла играть свою роль в некоторых, а может быть, и во все этих происшествиях. Все производители рекомендуют проводить «тест ногтем» для определения правильности посадки люверсов. «Тест ногтем» - если вы можете просунуть ноготь под люверс, значит, он установлен не правильно.

Не имеет значения, какой стороной посажен люверс – если он установлен правильно, то стопа не зацепится, если же он установлен не правильно, стропа может зацепиться в любом случае.

В дополнение к зацеплению строп за люверс, возможного при системе зачековки, когда петля зачековки контейнера основного парашюта крепится к ленте, идущей со дна ранца или со стенки контейнера запасного парашюта, возможно также зацепление строп, когда стопы обернутся вокруг самой ленты.

Рекомендации, которые должен выполнять каждый парашютист, чтобы снизить риск зацепления строп:

  • Проверять посадку люверсов при каждой укладке. Люверсы разбалтываются со временем.
  • Правильно размещать систему расчековки и камеру в контейнере.
  • Раскрываться в положении лицом вниз.
  • Изменить систему зачековки!!!